«Мой космоэкспрессионизм спасла Россия!»

Палитра.
Катя Цибер.

Ева Елизарова-Кудухашвили:
«Мой космоэкспрессионизм спасла Россия!»

Конец сентября 2005-го года. Мчусь по проспекту Руставели из одной тбилисской галереи в другую. Россыпь выставок и все в одно время – конкуренция, господа!
Почти летя, краем глаза замечаю в витрине «Художественного салона» яркий холст. В мозгу – молнией: «Каландадзе!» И – «лечу» дальше. В подсознании издавна: картины Эдмонда Каландадзе – живого классика Грузии – висят повсюду, всегда успею налюбоваться! Но…
Что же «но»? Сворачиваю обратно: «Нет, не Каландадзе. Тот – образец благопристойности. А тут, даже «краем глаза» - нечто эротическое, знойное, буйное!»
Новое имя на стенде: Ева Елизарова- Кудухашвили. Собственно, «Эва». Но «Ева» - как –то привычнее и символичнее, верно?
Голубоглазая художница в ореоле огненно-рыжих волос как фея среди своих картин. Знаю: на запланированную выставку я уже не попаду. И не жаль!
-Почему я не знаю Вас, Ева? Культурному обозревателю в Тбилиси полагается знать всех!
-Я только что приехала. Из Москвы. Боже, как мне тревожно! Одна надежда – Грузия не отринет того, кого признала Россия!..
Мне, журналисту, тоже тревожно. Мой природный рационализм терпит крушение. Сродство с другими художниками почему-то вдруг не кажется недостатком. Резкое отличие от них – тоже. Впрочем, есть кое-что похуже. Не люблю откровенного эротизма в искусстве. Признаю лишь завуалированный. Но не могу, не смею отказаться от радости полюбить творчество вполне раскрепощенной Евы…
Проходит время. Я не ищу Еву. Зачем? Мало ли в Тбилиси художников! Пишу о других. Шутя, остря или одобряя. Но все чаще выплывает из недр памяти безумство красок, вихрь эмоций – евины холсты. Кружаться в феерии вечности девушки-лебеди под музыку Чайковского. Чувствую: меня уж и не будет, а они останутся. «И лишь как прежде девочки Дега / Голубенькие оправляют перья…» Так, бессмертно…
Конец июня 2006-го. День. Улица. Жара. И – фея…Внезапная встреча в маленькой столице, где никто не встречается лишь один раз! Вновь - огненные волосы, буйное сердце!
-Ева, Вы еще здесь? Прижились? Получили признание?
-Да, но без денег. Мои российские друзья помогают мне до сих пор. ,,,,,,,я открыла свою галерею «Big Star». Местные галереяне не любят оформлять контрактов! А я привыкла к ясности в делах.....
..., оказывается, есть еще сестра Мери – Кудухашвили-Бегелури! Недавно она основала Художественную школу «Big Star» для грузинской молодежи, готовящейся к поступлению в нашу Академию Художеств…Хороший художник, но спокойный....
А у Евы – есть! Родилась-то она в 1951-ом году. Но все еще похожа на славного маленького ребенка, который готов любить всех, лишь бы и его тоже любили! Эта детская непосредственность, веселое добродушие – и в ее работах. Я с восторгом смотрю на «Красную Площадь»(1998, холст, масло.210 x 200). И уже не жалею, что не побывала на праздновании 850-летия Москвы в 1997-ом. Ярче не представишь!
На холсте рядом пышногрудая красавица – «Госпожа Татьяна Найденова». А вот – госпожа уже обнажена. И ее белоснежное (на предыдущем холсте) тело стало сливово-лиловым. Холст рядом – «Катя» с пунцовым личиком – «вишенка» детства. Голубокожая «Госпожа Марина» в волшебном саду…Несчетность женщин – и российских, и кавказских… «Цыгане у метро Тушино» и «Цыгане в кафе города Гори» - будто бы на едином пространстве для приключений…
Царство евиных грез – каково оно? Там горят десятки радуг. Не семицветных – стоцветных! Там бегут белые барашки Черного моря – и Адам зазывает Еву в глубины чувств. Там переплетаются земная страсть и одухотворенные мечтанья. Царство Евы – феерия, наполненная бессмертным звучанием неземного блаженства. А единственный лозунг на солнечном флаге – это слова Анри Бергсона: «Творчество –это прежде всего жизнь эмоций!»
Рожденная в селении Цителубани, юной девушкой Ева переехала в столицу Грузии. Несколько лет она упорно пыталась поступить в Академию – и каждый раз ей не хватало лишь одного балла! Наконец, Ева пожаловалась на эту «странность» в Министерство культуры. И ее зачислили на четвертый курс художественно-технического училища имени Николадзе. С отличием окончив училище, Ева поступила-таки в Художественную Академию Тбилиси на киноотделение. В 1984-ом году она перешла на отделение живописи и встретила Человека из Сна. Именно так. В детстве Ева видела странный сон: седобородый старец уводит ее из деревни в город, в настоящую жизнь…В мастере Эдмонде Габриэле Каландадзе романтичная Ева узнала того человека. Она научилась от мастера выстраивать композицию и наполнять холсты цвето-музыкой. (Хочу отметить, что у Каландадзе было много учеников, но ни один другой из известных мне, не вышел из «рамок», установленных учителем.)
В 1989 году художница подписала контракт с Австрийско-грузинской Арт-фирмой
«Дараба». Затем сотрудничала с арт-фирмой «Пиросмани». Крушение Советского Союза «выбило из колеи». Жить стало страшно. Да и не на что! И Ева подумала: «Москва – больше Тбилиси. Москва – мой шанс выжить и остаться собой – грузинским художником, любящим и Россию, и весь мир!»
Также рассудили и многие другие творческие люди с Кавказа. Приехав в столицу России, Ева сразу же нашла там десятки других «беглецов по-неволе». Сегодня Ева не скрывает: она самолично торговала своими картинами на Арбате. И счастливейшим моментом жизни она считает тот, когда москвич, пришедший на рынок, сказал: «Вашим работам место не здесь, а в Эрмитаже!» И Ева окончательно поверила в Россию.
С 1995 года она стала членом Творческого союза художников России под номером 3.185. Президент ТСХ Эдуард Дробицкий написал впоследствии: «Ева Кудухашвили как художник и как человек, как мастер и как живописец – дар Божий на земле!»
Московские галереи запестрели евиными картинами. На средства, вырученные от продажи работ состоятельным россиянам, Ева съездила в Болгарию (г.София, галерея «Вилга») и в Турцию ( г.Стамбул, галерея «Экосреда»). Потихоньку ее картины завоевывали место в галереях и частных собраниях США, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Австрии, Швеции, Австралии, Польши, Саудовсколй Аравии, Японии…Даже – в Гон-Конге! В начале третьего тысячелетия Еве стал помогать и московский грузин – Торнике Копалеишвили. В его ресторане «У Пиросмани» и в «Рыцарском клубе» прошли замечательные выставки Кудухашвили.
Но выставка-2002 в память о юбилее 850-летия Москвы вызвала наибольшее число восторженных откликов россиян. Знакомые Евы – Вячеслав Аронин (директор Финансово-экономического департамента Министерства здравоохранения и соцразвития РФ), Наталья Косякова (завкафедрой прав СУМ), Александр Толстиков (зампрезидента Российской АН), Сергей Заграевский (председатель ПСХ), Маргарита Крюкова (замдиректора ЦДХ), Владимир Филипов (директор «Национальной галереи), Алла Тихонова (Ассоциация «Духовное возрождение»), Николай Безруков (МВДМ) и другие; ее друзья – художники Юлия Харина и Галина Найденова, Арон Вух и Сергей Белов, Валентин Волостихин и Наташа Шпак, Игорь Филипов и Татьяна Стройло и десятки других расстроились, когда Ева внезапно устроила выставку «Прощай, дорогая Россия!»
Почему же Ева поехала на Родину? Зов крови и голубых гор, позлаченных солнцем. Что может быть непреодолимее? Грузия встретила Еву очень неласково. Некоторые «престижные» художники заворчали: мол, нас самих, гениев-то, здесь немало! Но молодежь потянулась к картинам Евы, оценила. Особенно интересуют ее работы студентов театральных студий. Ведь театр – излюбленная тема художницы. И знойно стонет ее Кармен, и кружится Жизель, и дивно танцует Нино в грузинском костюме…Даже «Старый Тбилиси» – это театр, где актрисса – река Кура, темной лентой воспоминаний скользящая сквозь неподвижность расписных кулис прошлого.
Ева видит красоту во всем – в цветах, ароматных даже на холсте; в лошадях, расписанных Евой и красным, и синим; в собаках и обезьянах – с глазами по-человечьи красноречиво молящими о защите… И бесконечность любовных сцен на фоне закатов-восходов не становится у Евы банальной потому, что в основе их лежит не примитивная жажда секса, а – Любовь. Поэтому же – так свежа весна в садах Цителубани, так ярок Рконский лес, так ясна ночь над Тбилисским морем, так снежна Зимняя Луна в Москве, так таинственен Красный бар в Созополе…Везде и во всем– любовь к жизни. Везде и во всем : Грузия – Россия – Вселенная…
Ева называет себя основателем космоэкспрессионизма. Искусствоведы – Наталья Одинцева и Григорий Климовицкий, культуролог А.Азов, художники – А.Томашев, С.Володин, М.Толкачева, А.Сергиенко, О.Чернов - и другие признают за ней это право. Мы знаем, что экспрессионизм провозглашает единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. Цель же Елизаровой –Кудухашвили – не только выразить свои чувства, но и одолжить свое видение мира тем, кому тяжело выбраться из повседневной рутины. Ее мечта – слить в живописи микрокосм и макрокосм. А ведь и философы, и теологи мира издавна считают, что малое и великое соединено в Человеке. Поэтому-то тело и душа человека – евина мера познания мира и своего места в нем. Для Евы мера живописи – многохолстный роман мечтаний человечества о светлом рае, где нет ничего, кроме счастья.
Неслучайно, режиссер Александр Митта, -чей фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» показывается в Тбилиси чуть ли не еженедельно; чья «Граница.Таежный роман» радуют и нас, жителей Грузии, - не случайно этот известный режиссер одалживал для съемок своего «самого русского фильма» – сериала «Лебединый рай» три картины Евы. И даже теперь, когда всенародно прозвучали горькие слова Митта: «Рай нельзя сохранить не потому, что какие-то злодеи набрасываются, а потому, что так жизнь складывается,» - даже теперь заповедное Лебединое озеро продолжают спасать такие выдуманные герои, как красавица Маша из фильма Митта, и такие невыдуманные, как Ева.
Так, песней Митта и Шелыгина слышим:«И там летит душа моя, / Я верю – так и знай! - / Он не погибнет никогда, / Мой лебединый рай…»
Катя Цибер


Hosted by uCoz